Жигулевская гэс часть 3

Заключительная часть рассказа ЖЖ-пользователя chernenok о посещении Жигулевской ГЭС: После прогулки по зданию ГЭС и прилегающей территории мы отправились на бетонную водосливную плотину (длина которой целых 980 м).

Первая часть, вторая часть.

(15 фото)


1. Так выглядит водосливная плотина со спутника. Судя по тому, что водосливная плотина открыта — это весна, и через плотину сливают паводковую воду. Плотина может обеспечить до 40 тыс. м?/с (для примера Москва потребляет за одну секунду всего 82 кубических метра воды). Красным я обвел тот кран, на который мы лазили.

2. Предъявив бойцу с автоматом из наряда необходимые документы, мы попали за эту заветную ограду. За оградой хорошо видно 2 козловых крана. Наша цель — второй.

3. Для начала мы походили по водосливной плотине.

4. Вдалеке виднеется Тольятти.

5. Устройство водосливной плотины довольно просто. Стоят вот такие затворы. Они-то и удерживают воду. А во время паводка или какой-другой необходимости могут быть легко подняты с помощью козлового крана на необходимую высоту и зафиксированы специальными штифтами. На фотографии хорошо видно воду верхнего бьефа и воду нижнего (на заднем плане). Разница в уровнях порядка 20 метров. Другими словами давление воды снизу — 2 атмосферы (как в колесе машины или в водопроводном кране). А теперь представьте, какая нагрузка приходится на этот запор!

7. Но за этой простотой скрываются тысячи тиристоров/реле и прочих управляющих элементов.

8. Резисторные блоки и прочая хрень. Конечно, можно было бы это все заменить на электронные блоки, но стоят они, как каменный мост, да и их обслуживание не так просто.

9. Вот мы и на «последнем» этаже козлового крана. Места тут со здоровенную квартиру. Хорошо видны направляющие для движения внутренней балки с подъёмным механизмом. За счет этой балки кран может поднимать и первый и второй затворы (почему их два, я расскажу дальше).

10. А вот и сам подъемный механизм. Тут и синхронизаторы, и лебедки, и система полиспастов (на самих крюках).

11. Вот она, крыша крана! С ней открывается великолепный вид на округу!

12. Как я уже говорил, в проточной части можно установить 2 затвора (или со стороны верхнего или со стороны нижнего бьефа). Сделано это для того, чтобы можно было производить ремонт проточной части.

13. На этой фотографии хорошо видно затвор, который вынули и привезли для ремонта или чтобы там не мешался. Кто его знает.

14. Я уже рассказывал, что кран обладает гигантской парусностью. Если направление и сила ветра сохраняются более 3 секунд (а это определяется с помощью этого анемометра), то внизу выпускаются дополнительные тормоза, которые предотвращают возможные перемещения.

15. Небольшая панорама с крана (по клику откроется большая картинка). Простите за небольшие несостыковки (не было время на подгонку). Панорама показывает верхний бьеф (слева) и кусочек нижнего бьефа (справа).

Первая часть, вторая часть.

Вам также может понравиться...